В этом году в программе «СВОИ» доминирует тема рока, у которого мы все в заложниках. С одной стороны, подбор таких фильмов – это просто совпадение, с другой – тема выкристаллизовалась, видимо, неслучайно: в самых интересных фильмах сезона 2016-2017 так или иначе присутствует тревожность и понимание неотвратимости и необратимости порой самых страшных вещей, которые при других обстоятельствах могли бы и не случиться. Только жизнь не знает этих условных наклонений – что было бы, если бы…. И нет у нас никаких других обстоятельств.
Несколько фильмов программы поразительно рифмуются между собой. К примеру, «Заложники» Резо Гигинеишвили (основанная на реальных событиях драма про угон самолета в Грузии в 1983 году) и умышленно включенный в программу американский фильм, снятый на основе реальной российской истории − «Последствия» (экранизация чудовищной истории о том, как архитектор из Осетии в 2002 году потерял в авиакатастрофе всю свою семью, а после убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого разбился самолет с его женой и детьми). Смерти в самолетах – лишь внешний фон, объединяющий эти два сюжета, куда важнее внутреннее – попытка создателей обеих картин понять, как же случилось то, что случилось.
Тема заложников очевидна и в снятом в Северной Корее фильме Виталия Манского «В лучах солнца», и в режиссерском дебюте Кирилла Плетнева «Жги!», действие которого разворачивается в женской колонии, и, конечно, в картине «Рай» Андрея Кончаловского, рассказывающего о временах нацизма и аде Холокоста, а также о банальности и привлекательности зла.
Режиссерский дебют Ивана Шахназарова «Рок» рассказывает про трех музыкантов, но фильм совсем не про рок-музыку, а как раз про всемогущий рок и обреченность борьбы с ним. Та же тема неуловимо присутствует и в двух фильмах Леонида Парфенова и Сергея Нурмамеда «Русские евреи», и в «Большом» Валерия Тодоровского, и в «Зоологии» Ивана Твердовского», и в «Даме Пик» Павла Лунгина.
Еще одна бросающаяся в глаза рифма программы – фильмы Кирилла Серебренникова «Ученик» и дебют Леры Сурковой «Язычники». Оба являются экранизациями спектаклей, очень успешно идущих в Гоголь-центре и Театре. Doc. Совсем разные герои фильмов придумывают себе собственных богов и используют проповедь как ультиматум. Оба затрагивают тему религиозной псевдонравственности и попрания религиозных чувств, псевдочувств. Оба говорят о деформации сознания и тех, кто «готов умереть за веру», и тех, кто на это не готов.
И, конечно, Эверестом программы является «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, увенчанная спецпризом жюри Каннского фестиваля. В «Нелюбви» сходятся в одной точке все сквозные темы современного кино – любовь и ее отсутствие, вера и религиозное лицемерие, тяжелый рок и призрачные надежды на счастье.
Елена Слатина
Куратор программы «СВОИ»