Интервью режиссера «Царства птиц» газете фестиваля

Последний фильм международного конкурса — «Царство птиц» о странном случае немецкого композитора Отто Шифмана. Режиссер Тимм Крёгер ответил на вопросы газеты «Тарковский»

С чего начался замысел этого фильма? Вы отталкивались от реальной истории?

— Все началось с названия, которое пришло мне в голову однажды в новогоднюю ночь. По-немецки фильм озаглавлен иначе — Zerrumpelt Herz: дословно это означает примерно «Сердце вдребезги», но точно перевести название на другие языки невозможно. В нем есть нечто загадочное и меланхолическое, но в то же время отстраненное, как будто ироническое. Сочетание пафоса и легкого юмора. Название было в духе позднего немецкого романтизма, мы решили, что действие будет происходить в лесу и придумали, что там будет три персонажа. Композитор Отто Шифман появился в сюжете позже.

В вашем фильме загадки оставлены без объяснения. Это намеренно?

— Я думаю, иногда вопрос может быть интереснее, чем ответ, как в старом хичкоковском правиле — никогда не показывать ужасное, а только намекать на него. Неопределенность ценна сама по себе. Например, мы так и не узнаем, что случилось с Шиффманом. Я думаю, он отправился в то место, о котором один раз говорил Джон Леннон – «место, из которого приходят мелодии».

Вы упоминаете Хичкока, а какие еще режиссеры важны для вас? Я увидел связь с немецким жанром heimatfilm фильмами о сельской Германии, например, Эдгаром Райтцем.

— Да, точно! Райтц был одним из главных источников вдохновения для меня — его отношение к истории и памяти, романтическая ирония. Вообще, heimatfilm сейчас существует разве что на дурном телевидении, да и в свои золотые годы — после Второй мировой — он чаще всего был пошлостью. Но… все же в простоте этих фильмов, в их упорном бегстве от важных вопросов современности есть что-то, что определяет «немецкую душу», если можно так выразиться. И, конечно, они так или иначе остались в истории кино. Я хотел как-то обыграть его и, возможно, создать при этом нечто новое. Что касается других режиссеров, которые на меня повлияли, то я могу назвать Вернера Херцога и Пола Томаса Андерсона.

Мне показалось, что фильм говорит о чуде настоящего искусства, увиденного людьми, но не готовыми к нему. Вы согласны?

— Так и есть. «Царство птиц» иногда называют словом Künstlerdrama, то есть «драма о художнике», поскольку его главная тема – это творчество. Основной вопрос фильма – довольно эзотерический, знакомый всем, кто пишет, сочиняет музыку или снимает кино: откуда приходит вдохновение? Где его искать и есть ли к нему тайный путь? И если истинное вдохновение существует, то как его удержать? Я попытался ответить на эти вопросы в конце, и ответ довольно оптимистический: мне кажется, вдохновение существует. Но что это такое — это тема для следующих фильмов.

А над чем вы будете работать дальше?

— Некоторые считают, что это шутка, но я всерьез собираюсь снимать продолжение. Действие будет происходить в 1962 году, то есть тридцать лет спустя. Главный герой — мальчик, который появляется в конце «Царства птиц»: он стал физиком и приезжает в Швейцарию на конгресс. А потом будет и третья часть, о девяностых. Но об этом пока еще рано рассказывать.

Интервью: Денис Рузаев

Комментарии
Press Reader