Режиссер фильма «Дама с собаками»: «Мы чувствуем себя как будто вне закона»

Интервью с режиссером фильма «Дама с собаками» Лаурой Ситарелья опубликовано в газете «Тарковский», №5

Сюжет вашего фильма не назовешь обыкновенным. Как он появился?

Вероника, которая играет главную героиню, действительно живет с этими собаками на окраине Буэнос-Айреса. Но это не фильм о ее жизни: она известная актриса и живет совсем не так, как героиня. Я хотела поработать с ней и стала думать, какого персонажа для нее придумать. Она сказала, что почему бы не сняться вместе со своими собаками. Мы стали думать над этой идеей.

Структура фильма кажется во многом импровизированной, это сознательно?

Она рассказала идею своему брату, он работает со мной в кинокомпании Pampero Cine. Он предложил кое-что, что стало главной идеей сюжета. Потом они позвонили мне — Мариано не хотел снимать сам, это не его история. Мы стали работать с Вероникой — медленно, в свободное время, не как обычно бывает в киноиндустрии. Но это не было импровизацией. Конечно, что-то происходило случайно, как всегда бывает, и тогда мы старались использовать этот материал, а не переснимать.

Мне показалось, что фильм показывает состояние женщины сегодня абсолютная свобода, и в то же время одиночество. Вы снимали о том, что значит быть женщиной?

Не знаю. Героиня — сильная женщина, которая живет не так, как ожидает общество. У нее очень сложные отношения с природой, но она может справиться с этим. Она может бороться за ту жизнь, которую она выбрала. Мне кажется, здесь важна свобода и тайна мира, тайна людей, живущих в этом мире. Поэтому мы решили, что мы ни разу за фильм не услышим ее голоса. Если бы мы его слышали, то мы бы узнали о ней слишком много. Мы подумали, что так можно дать понять, что персонажа сложно понять полностью. Мы хотели сохранить эту таинственность. Мы можем понять, как она выстраивает свою жизнь, но не можем понять ее психологию. В отличие от того, как обычно бывает в кино, в конце фильма мы знаем о героине не больше, чем в начале. Это была одна из наших главных целей.

И само место действия выглядит загадочно это не похоже ни на город, ни на деревню, напоминает город-призрак. Как вы нашли это место?

Это место, где живет сама Вероника, поэтому многие думают, что это фильм о ней самой. Это окраина Буэнос-Айреса, но город мог бы быть любым. Это место — такой Дикий Запад: там опасно, законы не действуют. Это место между деревней и городом, между цивилизацией и беззаконием. Это загадочное место, оно ускользает от понимания. Мне кажется, что фильм — о границах. Границах города, границах человеческого. Поэтому мы решили делать фильм в этом месте, которое стало главным героем и даже, можно сказать, сценаристом, поскольку вдохновило нас на многие идеи.

Каково быть независимым режиссером в Аргентине? Я читал, что у вас есть даже манифест.

Мы написали манифест, хотя он не очень серьезный. Отец Мариано — известный аргентинский писатель, и он сам хорошо пишет, так что он его и написал, а придумали мы все вместе. Мы работаем независимо. Вероника снимается в мейнстриме и на телевидении, но начинала там же. Pampero Cine — это четыре человека, и мы решили снимать кино так, потому что только так можно найти творческую свободу. Если работаешь с государственным финансированием, приходится проходить множество инстанций, и все требуют что-то поменять в сценарии, и длится это бесконечно: прежде, чем ты начнешь съемки, пройдет года два. С частными деньгами все быстрее, но у режиссера гораздо меньше прав. Мы чувствуем себя как будто вне закона. «Даму с собаками» мы снимали три года, и не могли бы, конечно, платить съемочной группе. Мы смогли сделать только потому, что сами могли распоряжаться своим временем, не согласовывая все с продюсерами или фондами. Мне нравится так работать. В прошлом году, например, мы снимали фильм Мариано на Трансмонгольской железной дороге — проехали от Москвы до Улан-Батора. Если бы это было обычное производство, нам пришлось бы взять с собой группу из десяти человек, а так мы поехали втроем. Когда ты независим, все становится проще.

Комментарии
Press Reader