Круглый стол «Хардкор: метаморфозис российского кино в условиях новой экономической и политической реальности» был собран с целью обсудить, как сформировался российский кинематограф XXI века, как появилось и как чувствует себя поколение режиссеров 2010-х годов.
Газета фестиваля:
«Продюсер Игорь Мишин отметил, что у нас в стране нет политической цензуры, а есть очень большая самоцензура продюсеров.
— И режиссеров! — добавил Павел Лунгин.
Игорь Мишин также отметил, что арт-кино в прокате может получить 20-30 тысяч зрителей, и это потолок.
— И вот какие мотивы у среднего русского продюсера вкладываться в арт-кино? Это стопроцентное попадалово на деньги! — сказал Мишин.
Реплика взявшего слово Константина Шавловского свелась к тому, что дело не в деньгах — он обратил внимание, что, читая сценарии, присылаемые в Фонд кино, он не видит хороших и недоумевает: где все те шедевры, которые можно было бы снять? При этом разницу между коммерческим и авторским кино он считает довольно условной. Виталий Манский сказал, что молодому человеку нет смысла сейчас идти в кино. Манский отсматривает тысячу документальных картин каждый год, и видит, что нет ярких имен, происходит уход от актуальности, осознанное встраивание людей в форматы».
«Манский сообщил, что для западного кино нормально, если ты документалист, искать деньги в фондах. Но Лунгин обозначил ситуацию четко:
— Поскольку у нас фильмы денег не приносят, то фильм должен стать ком-мерчески успешным для команды уже в процессе съемок. Не после выхода, а в процессе. Поэтому у нас снимать очень дорого. И поэтому в Нью-Йорке ты можешь снять фильм за 200 тысяч долларов. У нас — нет.
Дальше микрофон перешел к аудитории. Но под конец участники круглого стола упомянули тот неожиданный и безусловно позитивный факт, что в этом году на кинорынке фестиваля «Кинотавр» в Сочи крупные кинопрокатчики впервые заинтересовались авторским кинематографом. Так что, возможно, все еще как-то выровняется».
Читайте полностью репортаж Елены Костылевой в пятом выпуске газеты фестиваля «Тарковский»