Интервью Александра Сокурова газете фестиваля

Александр Сокуров дал интервью газете «Тарковский»

Газета фестиваля выходит ежедневно и распространяется бесплатно. Ее можно прочитать и у нас на сайте (первый, второй выпуск)

Александр Николаевич, вы будете в жюри фестиваля, который носит имя Андрея Тарковского. К чему вас это обязывает?

Жюри важно как часть большого фестивального механизма. Но я считаю, что фестиваль во многом заканчивается на работе отборочной комиссии. Все, что она отобрала, уже достойно внимания зрителей.
 
Расскажите немного о студентах вашей кабардино-балкарской мастерской. В программе фестиваля — их дипломные работы?

В основном — курсовые. В этом году ребята заканчивают обучение, и многие дипломы еще в работе. Что касается самого курса – я не разочарован в результате. Мне кажется, удалось как-то сформировать мировоззрение ребят, что и было главной моей задачей. Режиссерское умение формируется за год, два, а потом как-то достраивается практической работой и возрастом. А вот в формировании мировоззрения кто-то должен помочь. Это было самым тяжёлым моментом, и я считаю, что только через перестройку программы в сторону увеличения часов на мировую и русскую литературу удалось как-то решить эту проблему. Сегодня это люди, у которых есть мировоззрение, причем гуманистическое мировоззрение.

Сейчас они заканчивают институт, а что им теперь с этим мировоззрением делать?

Теперь перед ними встает та же проблема, что стояла передо мной и многими моими ровесниками: образование заканчивается, а как быть дальше? Неизвестно. Существует наш фонд «Пример интонации», двое студентов, Кантемир Балагов и Кира Коваленко, готовятся к съемкам полнометражной картины «Софичка» по произведению Фазиля Искандера. Деньги на фильм дает Министерство культуры. Что будет с остальными ребятами – я не знаю. Таких фондов, как «Пример интонации», должно быть много, как можно больше, но мои возможности не просто ограничены – они минимальны.

Недавно прошел аукцион, где были собраны деньги для Фонда – значит ли это, что появятся возможности для работы в том числе и ваших выпускников?

Конечно, техники, которая будет закуплена на эти деньги, недостаточно для запуска даже небольшой дебютной картины, но наличие минимальной технической базы сильно упрощает жизнь. В первую очередь это касается «Софички» – картина историческая, она дорогая, гранта Министерства не хватает катастрофически.

Будут ли ваши студенты на фестивале?

Да, они впервые будут в этих краях, и я им сказал, что такой красоты, как здесь, я, пожалуй, нигде не видел. С такой Россией они столкнутся в первый раз.

В чем – для вас – главная особенность фестиваля «Зеркало»?

Я отношусь к этому фестивалю, в первую очередь, как к важному и благородному делу. Чем больше будет в России совершаться умными и благородными людьми попыток отопить, согреть такие места, как Ивановская область, Плес, Юрьевец, – тем лучше. Могу предположить, что для молодых людей фильмы, которые они здесь увидят, могут стать революционным событием в их жизни. И я очень надеюсь на старших школьников, на студентов, на тех, кто ни в какую нишу еще не вписался, кто ищет себя. Такой фестиваль – это просветительская польза обществу. Я знаю, что здесь будет научная конференция, посвященная Андрею Тарковскому, организованная коллективом «Сеанса» – лучшего киножурнала в стране, и если на нее активно приглашаются молодые люди, если идет трансляция в интернет – то это абсолютно необходимо. Появление здесь петербургского книжного проекта «Порядок слов» – мы ведь не понимаем, какое значение может иметь такой книжный прилавок для людей, которые не могут даже узнать об этих книгах никаким иным способом.

По какому принципу отобраны фильмы в вашу небольшую ретроспективу?

Мы недавно провели реставрацию «Жертвы вечерней» специально к этому показу. Это то самое прошлое, которое никуда не ушло. В этом фильме много кричат. Вот, захотелось докричаться, прокричать что-то. Из цикла «Интонация» мы покажем три фильма — это уровень разговора, личностей, который зрители должны увидеть, потому что этих людей мало кто знает. Как, например, адвоката Юрия Шмидта. Он открыт, он говорит о том, с чем так или иначе связаны мы все: с преступностью, наказанием людей. Он отвечает на многие вопросы, на которые кроме него некому ответить, и ему веришь. Другие — это наш композитор Сергей Слонимский и филолог Борис Аверин. Это примеры разговора с людьми, которых мало где можно услышать. Я был заинтересован в том, чтобы показать документальные картины, а не игровые. Мне сейчас показалось это очень важным. Как важно держать уровень разговора, когда все остальные планки если не рухнули – вот-вот рухнут.

Комментарии
24_DOC_KM