12 июня, накануне открытия XI фестиваля «Зеркало», в Москве в кинотеатре «Октябрь» прошла международная научная конференция «Тарковский. Сны». Куратор — кинокритик Антон Долин.
После конференции состоялся специальный показ фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение» с пленки 35 мм.
«Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть».
Слова Ингмара Бергмана из «Латерны магики» — ключ к эстетике и методу Андрея Тарковского. Его фильмы пропитаны сновидениями, а внимательное чтение его дневников иногда буквально показывает процесс рождения замысла фильма из сна. Это ставит перед нами ключевой вопрос интерпретации. Пытаться понять кинематограф Тарковского – не то же ли самое, что толковать сны? Осуществимо ли это? Какой научный аппарат поможет справиться с этой задачей? И, наконец, как смотрятся сны Тарковского, увиденные им в ХХ веке, сегодня, в новом столетии?